01.04.2024
Терпение и творчество, упорство и победа
Вот главные этапы в работе логопеда!
Лобзенко Анна Андреевна, учитель-логопед
Преподаваемая дисциплина: логопедия, коррекционные занятия учителя-логопеда;
Образование: высшее, специальность по диплому: специальный психолог,учитель - логопед.
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина.
Педагогический стаж: с 2016 года
Квалификационная категория: высшая, 29.03.2024
Наиболее популярные вопросы родителей
Могут ли родители исправить речь ребёнка самостоятельно?
И да и нет. Здесь нельзя сказать однозначно, если у ребенка сильные проблемы с речью - по одним книгам речь не исправить. Нужны знания и специальное оборудование. Например, для постановки звуков, которые ребенок не произносит, используются постановочные логопедические зонды, без них очень сложно научить ребенка произносить звуки. Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект.
В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития.
Что такое артикуляционная гимнастика?
Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Чтобы избежать его недостатков (либо смягчить их и облегчить формирование правильного произношения), стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть движения языка. У взрослых артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у взрослых, необходимо повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем».
Родители, помните!
· Проводите артикуляционную гимнастику надо эмоционально, в игровой форме
· Ребенок должен ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия
· Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два – три раза в день по 5 – 7 минут
· Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, в хорошо проветренном помещении
Что необходимо выполнять дома?
Обязательно соблюдать рекомендации учителя - логопеда:
v выполнять артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастику;
v многократно проговаривать речевой материал, предоставленный логопедом, заучивать стихотворения;
v родители должны участвовать во всех этапах коррекционной логопедической работы, помогая тем самым ребёнку быстрее и легче осваивать логопедические занятия;
v выполнять домашнее задание, задаваемое учителем - логопедом
Занятия с учителем - логопедом рекомендуется проводить систематически, желательно не менее 2 раз в неделю, а также практиковать ежедневные кратковременные (в течение 2-3 минут) упражнения. Если вы начали заниматься с учителем - логопедом, и по каким-либо причинам прервали занятия, не закончив их, то сформированные у ребенка или взрослого умения и навыки могут исчезнуть. Вам снова придется их восстанавливать, дополнительно выполняя ту же самую работу.
Что используется на занятии?
v логопедический альбом, картинки, материалы для диагностики произношения звуков;
v зеркало;
v шарики, мыльные пузыри, вата, ветерок для дыхательной гимнастики;
v набор логопедических инструментов (шпатели, зонды, щётки) для постановки звуков
v карточки, книги, пособия для автоматизации звуков в речи;
v литература, используемая в процессе логопедических занятий
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ в дошкольном возрасте:
• Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков
• Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове
• Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов
• Неправильное грамматическое оформления высказывания.
• Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания
• Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.
Уважаемые родители!
В данной теме представлены показатели развития речи в разные возрастные периоды. Это возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них. Но это не значит, что все показатели обязательно должны быть именно такими. Ваш малыш неповторим. Он имеет право развиваться в своем темпе. Ваша задача, как родителей, помочь ему двигаться в нужном направлении, и при необходимости вовремя оказать ему нужную помощь.