Методическая разработа Экологическая тропа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»

Разработала: Воспитатель
МДОУ №8
Уткина Наталия Дмитриевна

п. Ропша
2023 г.

В данном пособии представлен проект, позволяющий продуктивно
проводить прогулки с детьми в целях экологического воспитания и
оздоровления детей на свежем воздухе, решая познавательную,
оздоровительную, развивающую и эстетическую задачи.
Проект включает предварительную подготовку с детьми по выбранным
видовым точкам на участках ДОО и непосредственно тематические занятия,
проводимые на них.
Пособие содержит дидактический материал по тематике занятий. Пособие
предназначено для воспитателей и педагогов ДОО.

2

Содержание
1.
2.

3.

Введение……………………………………

4

Основная часть
2.1. Актуальность………………………….

6

2.2. Цель……………………………………

6

2.3. Задачи………………………………….

7

Этапы работы по созданию экологической тропы в
ДОО……………...........................................
3.1 Видовые точки…………………………

8
8

4.

Заключение…………………………………

10

5.

Список литературы ……………………….

11

6.

Приложение………………………………..

13

3

Введение
Работа

Муниципального

дошкольного

общеобразовательного

учреждения «Детский сад №8» (далее – МДОУ) направлена на реализацию
основной цели - создание условий в МДОУ, обеспечивающие высокое
качество

дошкольного

образования

в

соответствии

с

федеральным

государственным образовательным стандартом и с учетом многообразия
потребностей, обучающихся и их родителей.
Для достижения цели, поставлены следующие задачи:
1. Продолжать сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать
физическую и психическую безопасность; создавать комфортные
условия

жизнедеятельности

для

развития

физических,

интеллектуальных и личностных качеств;
2. Совершенствовать содержание, формы и методы работы с детьми в
соответствии

с

требованиями

федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования;
3. Развивать и повышать эффективность использования предметнопространственной развивающей среды учреждения;
4. Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов, уделив
особое внимание физкультурно-оздоровительной работе с детьми;
5. Способствовать становлению и развитию у ребёнка экологической
культуры, бережного отношения к родной земле, развивать у детей
стремление беречь и охранять природу.

4

Анализ посещаемости детей за последние три года показал, что Пик
отсутствия воспитанников, по болезни, приходится на 2022 год.
Посещаемость МДОУ за последние три года
25000
20000
15000
10000
5000
0
2020 г.

2021 г.

2022 г.

Число дней, проведённых воспитанниками в группах
Число дней, пропущенных воспитанниками всего
В том числе по болезни

Поэтому, одним из приоритетных направлений в деятельности МДОУ
«Детский сад №8» является оздоровительная работа: профилактика
заболеваемости, укрепление здоровья детей и обеспечение их физического
развития традиционными и нетрадиционными методами, приобщение их к
ценностям здорового образа жизни.

5

Основная часть
Экологическая тропа «Природа вокруг нас».
Актуальность
Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды —
экологическая

тропа,

которая

позволяет

дошкольникам

наглядно

познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе,
изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить
навыки

простейших

экологических

исследований,

определить

на

элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить
их.
Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с
учетом

сезонных

изменений

и

местных

условий.

Важно

сочетать

ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира,
сезонными явлениями и видами труда в природе.
При организации работы на экологической тропе можно использовать
разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения,
экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа –
это средство экологического образования, нравственного, эстетического,
трудового воспитания учащихся

Цель: Создать условия для непрерывного экологического образования детей
дошкольного

возраста,

развивать

экологическую

культур,

через

формирование практического опыта природопользования на экологической
тропе.

6

Задачи:
1. Обучающие: Познакомить с разными объектами живой природы и
показать

ее

взаимосвязь

с

окружающим

миром.

Интеграция

образовательных областей ФГОС ДО.; учить замечать и называть
сезонные изменения в природе; продолжать знакомить с растениями,
занесёнными в Красную книгу.
2. Развивающие: Развитие познавательного интереса к миру природы,
развивать наблюдательность, умение замечать пробуждение природы,
описывать свои чувства, используя разные виды анализаторов (запах
талой воды, звук капели, ощущение солнечного тепла на коже и др.).
Поддержка детской инициативы в познавательно исследовательской
деятельности.
3. Экологические: продолжать учить детей устанавливать взаимосвязи в
природе: солнце пригревает – тает снег – появились первые растения,
набухли почки – появились насекомые – прилетели птицы.
4. Воспитательные: воспитывать у детей стремление к бережному
отношению к природе, желание охранять её; формировать умение
получать удовольствие от духовного общения с природой.

7

Этапы работы по созданию экологической тропы в ДОО
Вхождение ребенка в мир природы, воспитание экологической культуры
у дошкольника не реализуются сами по себе - необходима целенаправленная
систематическая

деятельность

дошкольного

учреждения

в

данном

направлении. Поэтому предлагаем, начать работу по экологическому
воспитанию дошкольников с составления «Календаря экологических дат и
событий».
С помощью интернет ресурсов можно подобрать одну экологическую
дату на каждый месяц. Затем, в течении учебного года, знакомим
воспитанников с выбранными событиями. Данная тема также позволяет
реализовать модуль «Мир природы и экологии» Программы Воспитания, дети
получают первичные представления о живой и неживой природе, о
сообществах природы, о взаимодействии человека с природой, которые
становятся основой осознанного отношения к объектам природы.
Следующий этап работы — это поиск видовых точек на участках ДОО.
Видовые точки:
1. Туи
2. Голубая Ель
3. Цветник
4. Сухой ручей
5. Рябина «Титан»
6. Тропа Здоровья
7. Старый пень
8. Дикий Луг
9. Жасмин «Чубушник»
10.Огород
11.Скворечник
12.Место привала
8

Видовые точки представляют собой маршруты на территории детского
сада - с уголками ландшафтных пейзажей, создающимся руками педагогов.
Мероприятие, представляет собой своеобразную экскурсию, сказочное
путешествие и дидактические игры.
Мероприятия

сопровождаются

рассказами,

стихами

и

загадками,

пословицами и поговорками, подвижными и словесными играми, а также
творческими элементами и посильным трудом детей в природе. Некоторые из
их можно увидеть в Приложении.
Третьим этапом- в работе с экологической тропой является такая видовая
точка, как огород. Предварительная работа начинается в Мае месяце, когда в
ходе совместной работы воспитателя и воспитанников появляется «Огород на
подоконнике». В дальнейшем, выращенные совместным трудом саженцы,
высаживаются в открытый грунт, на выбранную видовую точку участка ДОО.

9

Заключение
Проект

помогает

решить

познавательную,

оздоровительную,

развивающую и эстетическую задачи, продуктивно проводить прогулки с
детьми в целях экологического воспитания и оздоровления детей на свежем
воздухе. Важно, что занятия построены на интеграции образовательных
областей, что позволяет быстро менять виды деятельности, поддерживая
интерес детей и сводя к минимуму их утомляемость.
На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за
природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений, животных
и насекомых, любуются красотой природы во все времена года. Затем детям
предлагается

выразить

свои

впечатления

через

изобразительную,

театрализованную деятельность, подвижные и сюжетно-ролевые игры.
В состав видовых точек экологической тропы включено большое
количество разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов:
различные

виды

дикорастущих

и

культурных

растений

(деревьев,

кустарников, трав, цветов), пни, гнезда, микроландшафты разных природных
сообществ, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного
скопления насекомых.
Для привлечения внимания детей и поддержания интереса используются
фигурки сказочных персонажей, элементов знакомых сказок, животных,
насекомых.

10

Список литературы
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспит
ание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Приложение к
журналу «Воспитатель ДОУ».)
2. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание
дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека
воспитателя).
3. Детский экологический журнал «У Лукоморья», Спец выпуск
«Экологическая Азбука Санкт-Петербурга» 2005 г.,- с.33
4. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через
сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и
творчество).
5. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через
сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и
творчество).
6. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.
Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004.
- 96с.
7. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей
дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические
рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.:
Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А.
Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с.
8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №5 май
2017 г.: Актион МЦФЭР- ст.80

11

9. Тропа в гармонии с природой: Сборник российского и зарубежного
опыта по созданию экологических троп. - М.: «Р.Валент», 2007. - с.176.
10.Чижова В.П., Петрова Е.Г., Рыбаков А.В. Экологическое образование
(учебные тропы) // Общество и природа. – 2000. – с. 21-33.
11.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА Методическое пособие для учителей,
Ташкент 2017 г.- с.46.

12

Приложение
Дидактические игры и беседы по видовым точкам
1.Туи
 Д/И «С какого дерева листок?»
Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их
особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей,
внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный
запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе.
 Д/И «Назови дерево»
Цель игры: закреплять знания детей о деревьях: название, где произрастает,
плодовое, хвойное или лиственное, как называются плоды, семена.
 Что на чем растет?
Ведущий начинает фразу, а игроки логически продолжают:
на яблоне висят… яблоки;
на березе висят… сережки;
на лещине висят… орехи;
на дубе висят… желуди;
на елке висят… шишки.
 Беседа «Деревья и кустарники»
2.Голубая Ель
 Угадай по описанию
Ведущий называет перечень признаков, а дети пытаются угадать, о каком
растении идет речь:
13

1. стройная, с белым стволом, с сережками, кудрявая, тонкая —
береза;
2. колючая, треугольная, покрытая иголками, с широкими лапами,
зеленая зимой — елка;
3. крепкий, с толстым стволом, с желудями на ветках, с широкой
кроной, вековой — дуб;
4. плакучая, стройная, с длинными ветвями, склоняющаяся над
водой — ива;
5. красивый осенью, с большими резными листьями — клен.
 Скажи прилагательное
Ведущий говорит название дерева, а игроки по очереди называют
определяющее прилагательное:
1. береза, а сок… березовый;
2. сосна, а шишка… сосновая;
3. осина, а лист… осиновый;
4. дуб, а мебель… дубовая;
5. тополь, а пух… тополиный;
6. черемуха, а цвет… черемуховый;
7. яблоня, а джем… яблочный;
8. липа, а мед… липовый;
9. ель, а лапа… еловая.
 Д/И «4-ый лишний»
Игра учит классифицировать растения по ключевым признакам. Карточки с
деревьями и кустарниками
 Д/И «Угадай чей след?»
Цель: Расширение знаний о диких лесных, степных, таежных зверях и
птицах. Развить у детей умение распознавать и различать животных по
отпечаткам лап;
14

 Д/И «Съедобные или несъедобные грибы»
Цель: Совершенствовать умения детей средней группы классифицировать
грибы по признаку: съедобные -несъедобные.
 Д/И «Сложи животное»
Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета,
учить соотносить образ представления с целостным образом реального
предмета, складывать разрезные картинки.
3.Цветник
 «Отгадай!»
Цель: упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о
предметах.
Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются
отгадать название цветов.
 Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»
Цель: формировать умение классифицировать цветы по месту их
произрастания (луговые, полевые, лесные, садовые), называть лишний цветок
в ряду.
 Д/И «Собери лепестки по цветам»
Цель: закрепит навыки сортировка лепестков по цветам
 Дидактическая игра «Собери цветок»
Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета,
учить соотносить образ представления с целостным образом реального
предмета, складывать разрезные картинки.

15

4.Рябина «Титан»
 Д/И «Сыщик»
Цель: пополнять и активизировать словарь, а также закрепление счета
 Д/И «Разложи как на картинке»
Цель: Учить детей располагать фигурки по памяти, учитывая их
пространственное расположение.
 Д/И «Заплатки»
Цель игры – научить выделению составных частей объекта, объединению их
в одно целое.
 Д/И «Лото. Времена года»
Цель: в игровой форме познакомить детей с временами года и их
признаками.
5.Дикий луг
 Д/И «Определи время года по картинке
Цель: учить детей называть времена года по их признакам. Находить
соответствующие картинки, развивать зрительную память, внимание, речь,
любить природу в разное время года
 Д/И «Хорошо или плохо для земли»
Цель: формирование представлений детей о положительном и отрицательном
воздействии человека на планету Земля.
 Д/И «Лото. Весенние цветы»
6.Жасмин «Чубушник
 Д/И «Чья Шкурка»
 Д/И «Летает, плавает, бегает»
16

Цель: Закрепить знания детей о животных и об их передвижении
 Д/И «С чем нельзя ходить в лес»
Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу
7.Огород
 Д/И «Вершки и корешки»
Цель: формирование представлений детей о положительном и отрицательном
воздействии человека на планету Земля.
 Д/И «Разложи в банку по цветам»
Цель: Закрепление знаний детей о фруктах, ягодах
 Д/И «Разложи по тарелкам»
Цель: Закрепление знаний детей об овощах и фруктах
 Д/И «Подбери заплатку»
Цель: Закрепление знаний о цвете, геометрических фигурах и размерах.

17

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».