Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС» Разработала: Воспитатель МДОУ №8 Уткина Наталия Дмитриевна п. Ропша 2023 г. В данном пособии представлен проект, позволяющий продуктивно проводить прогулки с детьми в целях экологического воспитания и оздоровления детей на свежем воздухе, решая познавательную, оздоровительную, развивающую и эстетическую задачи. Проект включает предварительную подготовку с детьми по выбранным видовым точкам на участках ДОО и непосредственно тематические занятия, проводимые на них. Пособие содержит дидактический материал по тематике занятий. Пособие предназначено для воспитателей и педагогов ДОО. 2 Содержание 1. 2. 3. Введение…………………………………… 4 Основная часть 2.1. Актуальность…………………………. 6 2.2. Цель…………………………………… 6 2.3. Задачи…………………………………. 7 Этапы работы по созданию экологической тропы в ДОО……………........................................... 3.1 Видовые точки………………………… 8 8 4. Заключение………………………………… 10 5. Список литературы ………………………. 11 6. Приложение……………………………….. 13 3 Введение Работа Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад №8» (далее – МДОУ) направлена на реализацию основной цели - создание условий в МДОУ, обеспечивающие высокое качество дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом многообразия потребностей, обучающихся и их родителей. Для достижения цели, поставлены следующие задачи: 1. Продолжать сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать физическую и психическую безопасность; создавать комфортные условия жизнедеятельности для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств; 2. Совершенствовать содержание, формы и методы работы с детьми в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; 3. Развивать и повышать эффективность использования предметнопространственной развивающей среды учреждения; 4. Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов, уделив особое внимание физкультурно-оздоровительной работе с детьми; 5. Способствовать становлению и развитию у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле, развивать у детей стремление беречь и охранять природу. 4 Анализ посещаемости детей за последние три года показал, что Пик отсутствия воспитанников, по болезни, приходится на 2022 год. Посещаемость МДОУ за последние три года 25000 20000 15000 10000 5000 0 2020 г. 2021 г. 2022 г. Число дней, проведённых воспитанниками в группах Число дней, пропущенных воспитанниками всего В том числе по болезни Поэтому, одним из приоритетных направлений в деятельности МДОУ «Детский сад №8» является оздоровительная работа: профилактика заболеваемости, укрепление здоровья детей и обеспечение их физического развития традиционными и нетрадиционными методами, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. 5 Основная часть Экологическая тропа «Природа вокруг нас». Актуальность Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды — экологическая тропа, которая позволяет дошкольникам наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их. Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. При организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство экологического образования, нравственного, эстетического, трудового воспитания учащихся Цель: Создать условия для непрерывного экологического образования детей дошкольного возраста, развивать экологическую культур, через формирование практического опыта природопользования на экологической тропе. 6 Задачи: 1. Обучающие: Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром. Интеграция образовательных областей ФГОС ДО.; учить замечать и называть сезонные изменения в природе; продолжать знакомить с растениями, занесёнными в Красную книгу. 2. Развивающие: Развитие познавательного интереса к миру природы, развивать наблюдательность, умение замечать пробуждение природы, описывать свои чувства, используя разные виды анализаторов (запах талой воды, звук капели, ощущение солнечного тепла на коже и др.). Поддержка детской инициативы в познавательно исследовательской деятельности. 3. Экологические: продолжать учить детей устанавливать взаимосвязи в природе: солнце пригревает – тает снег – появились первые растения, набухли почки – появились насекомые – прилетели птицы. 4. Воспитательные: воспитывать у детей стремление к бережному отношению к природе, желание охранять её; формировать умение получать удовольствие от духовного общения с природой. 7 Этапы работы по созданию экологической тропы в ДОО Вхождение ребенка в мир природы, воспитание экологической культуры у дошкольника не реализуются сами по себе - необходима целенаправленная систематическая деятельность дошкольного учреждения в данном направлении. Поэтому предлагаем, начать работу по экологическому воспитанию дошкольников с составления «Календаря экологических дат и событий». С помощью интернет ресурсов можно подобрать одну экологическую дату на каждый месяц. Затем, в течении учебного года, знакомим воспитанников с выбранными событиями. Данная тема также позволяет реализовать модуль «Мир природы и экологии» Программы Воспитания, дети получают первичные представления о живой и неживой природе, о сообществах природы, о взаимодействии человека с природой, которые становятся основой осознанного отношения к объектам природы. Следующий этап работы — это поиск видовых точек на участках ДОО. Видовые точки: 1. Туи 2. Голубая Ель 3. Цветник 4. Сухой ручей 5. Рябина «Титан» 6. Тропа Здоровья 7. Старый пень 8. Дикий Луг 9. Жасмин «Чубушник» 10.Огород 11.Скворечник 12.Место привала 8 Видовые точки представляют собой маршруты на территории детского сада - с уголками ландшафтных пейзажей, создающимся руками педагогов. Мероприятие, представляет собой своеобразную экскурсию, сказочное путешествие и дидактические игры. Мероприятия сопровождаются рассказами, стихами и загадками, пословицами и поговорками, подвижными и словесными играми, а также творческими элементами и посильным трудом детей в природе. Некоторые из их можно увидеть в Приложении. Третьим этапом- в работе с экологической тропой является такая видовая точка, как огород. Предварительная работа начинается в Мае месяце, когда в ходе совместной работы воспитателя и воспитанников появляется «Огород на подоконнике». В дальнейшем, выращенные совместным трудом саженцы, высаживаются в открытый грунт, на выбранную видовую точку участка ДОО. 9 Заключение Проект помогает решить познавательную, оздоровительную, развивающую и эстетическую задачи, продуктивно проводить прогулки с детьми в целях экологического воспитания и оздоровления детей на свежем воздухе. Важно, что занятия построены на интеграции образовательных областей, что позволяет быстро менять виды деятельности, поддерживая интерес детей и сводя к минимуму их утомляемость. На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений, животных и насекомых, любуются красотой природы во все времена года. Затем детям предлагается выразить свои впечатления через изобразительную, театрализованную деятельность, подвижные и сюжетно-ролевые игры. В состав видовых точек экологической тропы включено большое количество разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов: различные виды дикорастущих и культурных растений (деревьев, кустарников, трав, цветов), пни, гнезда, микроландшафты разных природных сообществ, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых. Для привлечения внимания детей и поддержания интереса используются фигурки сказочных персонажей, элементов знакомых сказок, животных, насекомых. 10 Список литературы 1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспит ание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».) 2. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя). 3. Детский экологический журнал «У Лукоморья», Спец выпуск «Экологическая Азбука Санкт-Петербурга» 2005 г.,- с.33 4. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество). 5. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество). 6. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с. 7. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. - Москва: Центр педагогического образования, 2008. - 128с. 8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №5 май 2017 г.: Актион МЦФЭР- ст.80 11 9. Тропа в гармонии с природой: Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. - М.: «Р.Валент», 2007. - с.176. 10.Чижова В.П., Петрова Е.Г., Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы) // Общество и природа. – 2000. – с. 21-33. 11.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА Методическое пособие для учителей, Ташкент 2017 г.- с.46. 12 Приложение Дидактические игры и беседы по видовым точкам 1.Туи Д/И «С какого дерева листок?» Цель: формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека. Развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать; активизировать словарный запас детей; воспитывать любознательность, добрые чувства к природе. Д/И «Назови дерево» Цель игры: закреплять знания детей о деревьях: название, где произрастает, плодовое, хвойное или лиственное, как называются плоды, семена. Что на чем растет? Ведущий начинает фразу, а игроки логически продолжают: на яблоне висят… яблоки; на березе висят… сережки; на лещине висят… орехи; на дубе висят… желуди; на елке висят… шишки. Беседа «Деревья и кустарники» 2.Голубая Ель Угадай по описанию Ведущий называет перечень признаков, а дети пытаются угадать, о каком растении идет речь: 13 1. стройная, с белым стволом, с сережками, кудрявая, тонкая — береза; 2. колючая, треугольная, покрытая иголками, с широкими лапами, зеленая зимой — елка; 3. крепкий, с толстым стволом, с желудями на ветках, с широкой кроной, вековой — дуб; 4. плакучая, стройная, с длинными ветвями, склоняющаяся над водой — ива; 5. красивый осенью, с большими резными листьями — клен. Скажи прилагательное Ведущий говорит название дерева, а игроки по очереди называют определяющее прилагательное: 1. береза, а сок… березовый; 2. сосна, а шишка… сосновая; 3. осина, а лист… осиновый; 4. дуб, а мебель… дубовая; 5. тополь, а пух… тополиный; 6. черемуха, а цвет… черемуховый; 7. яблоня, а джем… яблочный; 8. липа, а мед… липовый; 9. ель, а лапа… еловая. Д/И «4-ый лишний» Игра учит классифицировать растения по ключевым признакам. Карточки с деревьями и кустарниками Д/И «Угадай чей след?» Цель: Расширение знаний о диких лесных, степных, таежных зверях и птицах. Развить у детей умение распознавать и различать животных по отпечаткам лап; 14 Д/И «Съедобные или несъедобные грибы» Цель: Совершенствовать умения детей средней группы классифицировать грибы по признаку: съедобные -несъедобные. Д/И «Сложи животное» Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать разрезные картинки. 3.Цветник «Отгадай!» Цель: упражнять детей в составлении и отгадывании описательных загадок о предметах. Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. Дидактическое упражнение «Четвертый лишний» Цель: формировать умение классифицировать цветы по месту их произрастания (луговые, полевые, лесные, садовые), называть лишний цветок в ряду. Д/И «Собери лепестки по цветам» Цель: закрепит навыки сортировка лепестков по цветам Дидактическая игра «Собери цветок» Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать разрезные картинки. 15 4.Рябина «Титан» Д/И «Сыщик» Цель: пополнять и активизировать словарь, а также закрепление счета Д/И «Разложи как на картинке» Цель: Учить детей располагать фигурки по памяти, учитывая их пространственное расположение. Д/И «Заплатки» Цель игры – научить выделению составных частей объекта, объединению их в одно целое. Д/И «Лото. Времена года» Цель: в игровой форме познакомить детей с временами года и их признаками. 5.Дикий луг Д/И «Определи время года по картинке Цель: учить детей называть времена года по их признакам. Находить соответствующие картинки, развивать зрительную память, внимание, речь, любить природу в разное время года Д/И «Хорошо или плохо для земли» Цель: формирование представлений детей о положительном и отрицательном воздействии человека на планету Земля. Д/И «Лото. Весенние цветы» 6.Жасмин «Чубушник Д/И «Чья Шкурка» Д/И «Летает, плавает, бегает» 16 Цель: Закрепить знания детей о животных и об их передвижении Д/И «С чем нельзя ходить в лес» Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу 7.Огород Д/И «Вершки и корешки» Цель: формирование представлений детей о положительном и отрицательном воздействии человека на планету Земля. Д/И «Разложи в банку по цветам» Цель: Закрепление знаний детей о фруктах, ягодах Д/И «Разложи по тарелкам» Цель: Закрепление знаний детей об овощах и фруктах Д/И «Подбери заплатку» Цель: Закрепление знаний о цвете, геометрических фигурах и размерах. 17 18