Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 ПРИНЯТО решением Педагогического совета Протокол №3 от «09» марта 2017г. УТВЕРЖДЕНО Приказом №27-ОД от 09.03.2017г. ПОЛОЖЕНИЕ О группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Учтено мнение ППО Протокол №2 от 09.03.2017г. пос. Ропша 1. Общие положения Настоящее Положение разработано для Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №8 (далее МДОУ), реализующего образовательную программу дошкольного образования, в составе которого имеется группа компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее – группа для детей с ЗПР). Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию образовательной деятельности, с квалифицированной коррекцией недостатков в психическом развитии (далее – коррекционная работа) воспитанников группы для детей с ЗПР в МДОУ. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ленинградской области, правовыми актами МО Ломоносовский муниципальный район, распоряжениями и приказами Учредителя, осуществляющего управление в сфере образования, Уставом МДОУ и договорами, заключаемыми между Учреждением и родителями (законными представителями), настоящим Положением, программно-методическими материалами. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. Положение Принимается Педагогическим советом МДОУ и утверждается приказом руководителя МДОУ. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя МДОУ. 2. Цели и задачи 2.1. Группа ЗПР создается в целях: Квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР); Оказания присмотра и ухода за детьми с ЗПР; Оказания помощи в освоении адаптированной образовательной программы МДОУ (далее – АОП МДОУ) для детей, имеющих ЗПР. 2.2. Основными задачами группы ЗПР являются: Обеспечение коррекции (исправление или ослабление негативных тенденций развития у воспитанников, имеющих ЗПР; Обеспечение социальной защиты детей с ЗПР и предоставление им равных прав с нормально развивающимися детьми; Своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников, имеющих ЗПР; Обеспечение индивидуально-ориентированной психолого-медикопедагогической помощи воспитанникам, имеющим ЗПР, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей; Обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками, имеющими ЗПР, АОП МДОУ; Обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательнообразовательного процесса с воспитанниками, имеющими ЗПР; Профилактика вторичных отклонений в развитии воспитанников, имеющих ЗПР; Обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических работников МДОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ЗПР; Разъяснение среди педагогических работников, родителей (законных представителей) МДОУ специальных знаний о психофизическом развитии детей, имеющих ЗПР; Повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих ЗПР. 3. Направления деятельности группы для детей с ЗПР 3.1. Коррекционное: Создание условий, направленных на коррекцию психического развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими ЗПР, уровня психического развития, соответствующего возрастной норме. 3.2. Мониторинговое: Отслеживание динамики психического развития детей, имеющих ЗПР, их успешности в освоении АОП МДОУ. 3.3. Просветительское: Создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников МДОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. 4. Организация комплектования группы для детей с ЗПР 4.1. Прием детей, имеющих ЗПР, в группу для детей с ЗПР осуществляется в соответствии с заявлением родителя (законного представителя) на основании выписки из протокола обследования муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК). 4.2. Направление детей в ПМПК осуществляется с согласия родителя (законного представителя) и проводится в течение всего учебного года. 4.3. Комплектование группы для детей с ЗПР осуществляется в соответствии с Правилами приема воспитанников в МДОУ. 4.4. Группа для детей с ЗПР комплектуется с учетом разновозрастного состава детей: от5 до 7 лет. 4.5. Предельная наполняемость группы для детей с ЗПР составляет 12 человек. 4.6. В срок до 1 сентября приказом заведующего утверждается список, зачисленных детей, имеющих ЗПР, в группу для детей с ЗПР на текущий учебный год. 4.7. В летний период допускается: Закрытие группы для детей с ЗПР при отсутствии детей, посещающих данную группу; Очередной отпуск специалистов, осуществляющих коррекционную работу. 4.8. Отчисление воспитанников из группы для детей с ЗПР осуществляется на основании решения муниципальной ПМПК, оформляется приказом руководителя МДОУ. 4.9. В период пребывания в группе для детей с ЗПР, в случае отсутствия положительной динамики коррекционной работы и выявления у ребенка нарушения психического развития, обусловленного умственной отсталостью воспитанник, имеющий ЗПР, может быть направлен в ПМПК для уточнения диагноза и определения его дальнейшего образовательного маршрута. 5. Организация коррекционной работы группы для детей с ЗПР 5.1. Содержание коррекционной работы в группе для детей с ЗПР: Осуществляется в соответствии с АОП МДОУ; Строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в психическом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста; Определяется индивидуальными планами работы на каждого воспитанника. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих ЗПР, их интеграцию в МДОУ. 5.2. Коррекционная работа в группе для детей с ЗПР проводится: В процессе организации различных видов детской деятельности; В ходе режимных моментов. 5.3. Основными формами коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ЗПР являются индивидуальные и подгрупповые занятия. 5.4. Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий осуществляется в соответствии с расписание. 5.5. Продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности для подгруппы детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут 5.6. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. 5.7. Периодичность проведения индивидуальных, подгрупповых занятий в группе для детей с ЗПР определяется АОП МДОУ, степенью тяжести нарушений и индивидуальных особенностей воспитанников. 6. Участники коррекционной работы группы для детей с ЗПР 6.1. Логопед-дефектолог: Проводит первичное обследование уровня актуального психического развития воспитанников МДОУ по запросу педагогов (воспитателей, педагога-психолога) с согласия родителей (законных представителей), осуществляет отбор детей, имеющих затруднения в усвоении образовательной программы дошкольного образования. Направляет по рекомендациям специалистов психолого-медико-педагогического консилиума МДОУ и с согласия родителей (законных представителей) детей, имеющих затруднения в усвоении АОП МДОУ в ПМПК для определения специальных условий развития и воспитания детей с ЗПР. Заполняет карту развития на каждого воспитанника группы для детей с ЗПР. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в группе. Планирует и проводит коррекционную работу с воспитанниками группы ЗПР. Осуществляет отслеживание динамики устранения ЗПР у воспитанников группы. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы коррекционной помощи. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) по проведению коррекционной работы, по освоению АОП МДОУ. Проводит мероприятия, направленные на повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей группы для детей с ЗПР Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, территориальной психолого-медико-педагогической комиссией. Контролирует осуществление воспитателями группы для детей с ЗПР коррекционной направленности воспитательно-образовательного процесса, дифференцированного воспитания детей с учетом их индивидуальных, физиологических, психических и возрастных особенностей. Ведет необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы. Предоставляет ежегодный отчет на медико-педагогическом консилиуме о результатах коррекционной работы группы для детей с ЗПР. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по профилактике отклонения от возрастной нормы, дает необходимые рекомендации. 6.2. Воспитатель: Создает предметно-пространственную развивающую среду для преодоления ЗПР у воспитанников. Проводит мониторинг усвоения содержания АОП МДОУ воспитанниками группы для детей с ЗПР. Планирует и проводит с воспитанниками группы для детей с ЗПР: Непосредственно-образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; Самостоятельную деятельность детей; Участвует по заданию логопеда-дефектолога в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, с учетом возрастных и психофизеологических особенностей воспитанников группы. Ведет документацию: комплексно-тематическое планирование, ежедневное планирование, план работы с родителями. Взаимодействует с педагогами МДОУ, родителями (законными представителями) по вопросам реализации АОП МДОУ. Вовлекает в коррекционную работу родителей воспитанников группы ЗПР. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности. Подготавливает ежегодный отчет о результатах усвоения содержания АОП МДОУ воспитанниками группы для детей с ЗПР. 6.3. Музыкальный руководитель: Планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми группы для детей с ЗПР образовательной области «Музыка», проводит образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации музыкально-художественной деятельности воспитанников. Отбирает музыкальный и художественный репертуар с учетом проведения коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ЗПР. Совместно с логопедом-дефектологом и воспитателями группы планирует содержание и проводит занятия по коррекционной ритмике. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области «Музыка» с воспитанниками группы. Взаимодействует с логопедом-дефектологом, педагогическими работниками, родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам реализации АОП МДОУ. Ведет необходимую документацию по планированию: Содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Музыка»; Образовательной области, осуществляемой в процессе организации музыкально-художественной деятельности воспитанников группы. Подготавливает ежегодный отчет о результативности усвоения содержания образовательной области «Музыка» АОП МДОУ воспитанниками группы для детей с ЗПР. 6.4. Педагог-психолог: Осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации АОП МДОУ. Взаимодействует с логопедом-психологом, педагогическими работниками МДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам реализации АОП МДОУ. 6.5. Младший воспитатель: Участвует в проведении с воспитанниками группы для детей с ЗПР с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей: Процесса организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественно-музыкальной, продуктивной, чтения; Занятий, организуемых воспитателем; Образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; Самостоятельной деятельности детей. Создает условия для социальной и трудовой адаптации воспитанников группы для детей с ЗПР. Организует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников группы для детей с ЗПР их работу по самообслуживанию, оказывает им необходимую помощь. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников группы для детей с ЗПР. Взаимодействует с родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей ЗПР по вопросам организации жизнедеятельности в МДОУ воспитанников. 6.6. Заведующий МДОУ: Обеспечивает условия направленные: На коррекцию психофизического развития воспитанников и достижения ими уровня психофизического развития, соответствующего возрастной норме; На профилактику вторичных отклонений в развитии воспитанников, имеющих ЗПР; На интеграцию коррекционной помощи и воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками, имеющими ЗПР, их социальную адаптацию. Обеспечивает комплектование группы для детей с ЗПР Осуществляет контроль за работой группы для детей с ЗПР. 6.7. Заместитель заведующего по воспитательной работе: Планирует, координирует взаимодействие педагогических работников МДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ЗПР по вопросам освоения АОП МДОУ. Обеспечивает повышение профессиональной компетенции педагогических работников МДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах развития и воспитания детей. Обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников МДОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим ЗПР. Организует проведение мониторинга усвоения воспитанниками группы для детей с ЗПР содержания АОП МДОУ, результатов коррекционной работы. Контролирует: Применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в психофизическом развитии детей; Соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки; Планирование образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности; Планирование коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы; Динамику устранения ЗПР у воспитанников группы. 6.8. Родители (законные представители): Создают в семье условия благоприятные для всестороннего развития детей. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению у ребенка ЗПР.