Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» Образовательный проект «Патриотическое воспитание детей на основе произведений отечественных писателей» Авторы разработчики: Воспитатели – Лазарева И.В., Ярута Т.М. Сроки реализации проекта: сентябрь 2023 г - май 2024 г п.Ропша 2023г. Аннотация Воспитание патриотизма в дошкольном возрасте означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, что становится основой для преданности, любви и уважения к своей стране. Воспитание патриотизма проходит довольно успешно в процессе приобщения дошкольников к культурному наследию, что доказывается многовековой практикой системы воспитания, которая порождается историей, духовной и материальной культурой народа. Традиционные национальные ценности успешно познаются дошкольниками через народные сказки, песни, пословицы, поговорки и приметы, через произведения отечественных писателей и легко входят в их память и жизнь. Актуальность В настоящее время как никогда актуальны вопросы нравственно-патриотического воспитания детей. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств, без которого человек не может ощущать своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, к родной земле. Проблема Навязанные традиций, обычаев, мультфильмов зарубежных стран. Наш народ имеет богатейшую духовно-нравственную историю, литературу, мы зачастую забываем об этом, тем самым лишаем детей возможности прикоснуться к историческим, нравственнопатриотическим ценностям русского нарда. Цель: формирование у детей нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества посредством произведений отечественных писателей, воспитание интереса к книге. Задачи: -формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, городу; к культурному наследию своего народа; к природе родного края; -воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям); -знакомство детей дошкольного возраста с жанровыми особенностями художественной литературы; -подготовка детей к восприятию того, что книга – это источник знаний, пробуждать в них умственную деятельность и логическое мышление; -через художественную литературу и их иллюстрации воспитывать высокие патриотические и нравственные качества; -развивать связную речь, ее выразительность; -учить детей правильному и бережному обращению с книгой; -воспитывать интерес и любовь к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст; -увеличить степень участия родителей в развитии речи, формировании книжной культуры детей. Новизна проекта Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир книг для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении книжек — малышек, реквизита для театрализованных игр и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями. Предполагаемый результат: - обновление предметно — развивающей среды; - составление картотеки художественных произведений; - разработка конспектов занятий; - пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка художественной литературой; - составление книжек-малышек, с использованием детских рисунков; - положительная динамика развития патриотических чувств; - умение детей правильно вести доброжелательности, честности); себя в социуме (проявление милосердия, - пробуждение интереса у детей к общению с книгой; - возрождение домашнего чтения; - сформировать у детей потребность ежедневного общения с художественной литературой; - обогатить словарь, развить лексико-грамматический строй, связную речь детей; - сформировать положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами и детьми. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА Исходным толчком к появлению данного проекта послужила книга сказок, которую принесла воспитанница группы. Дети с интересом стали рассматривать книгу. На следующий день книги принесли еще два ребенка. Дети опять с интересом «читали книги». Возник вопрос: «А можно ли приносить и обмениваться книгами? Что для этого необходимо?» Так из нескольких вопросов родился проект «Путешествие книги». Родители поддержали нашу идею, по обмену книг детьми. Они не против, чтобы в нашей группе была организована полка. Ведь почти у каждого дома лежат прочитанные и уже ненужные книги, которыми они готовы поделиться. Участники проекта: воспитанники средней группы «Пчелки», родители воспитанников, авторы проекта: воспитатели группы. Тип проекта: познавательно – творческий, долгосрочный. Сроки реализации проекта: 01.09.2023 - 30.05.2024 База реализации проекта: МДОУ детский сад № 8 п. Ропша. Продукт деятельности: создание аудиокниги для детей 4 лет, изготовление книжекмалышек, выставка в библиотеке группы, игра - викторина «В мире книг». Этапы проектной деятельности Мероприятия Сроки, участники 1. Подготовительный этап Изучение и подготовка наглядно-дидактического материала по знакомству с различными жанрами художественной литературы. Сентябрь 2023г. Дети, родители, педагоги группы Определение уровня знаний детей по проблеме. Проведение ситуативных бесед с детьми: «Для чего нужны книги?» Результат Анализ полученных данных Анализ полученных данных. Принятие решения о необходимости разработки проекта. Анализ полученных данных Выявление уровня владения родителями воспитанников группы информацией по данной проблеме. Опрос родителей: «Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду». 2. Практический этап Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Возрождение традиции чтения в кругу семьи Консультации для родителей «Как научить ребёнка любить книгу?» Сентябрь 2023г. Оформление книжной полки «Путешествие книги» Флэшмоб «Живая сказка» Проект «Писатели нашей страны». Юбилей писателя. К 100 летию С.Я.Маршака Инсценировка отрывка из сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» Экскурсия в школьную библиотеку Книге – вторую жизнь Сентябрь-май Согласование, утверждение проекта с родителями на родительском собрании Формирование психолого– педагогической культуры родителей. Сентябрь - октябрь 2023г. Октябрь - май Ноябрь 2023г. Ноябрь, декабрь 2023 Январь 2024г. Февраль 2024г. Картотека «Читаем по картинкам» Создание аудиокниги Январь – март 2024г. Изготовление книжек-малышек январь – май 2024г. Январь - февраль 2024 Сбор книг, изготовление полки для книг Фотоснимки Оформление карты России. Встреча с библиотекарем Новогоднее видеопоздравление для родителей Посещение школьной библиотеки Ремонт книг из библиотеки группы Создание картотеки Аудиокнига из произведений советских и российских писателей Оформление книжек - малышек Игра – викторина «В мире книг» 3. Заключительный этап Май 2024г. Викторина с родителями, детьми. Презентация по результатам проекта Список литературы 1. Интернет-источник https://www.1urok.ru/ 2. Суворова, В. Книгообмен, книговорот – что дальше? /Валерия Суворова // Вестник библиотек Москвы. – 2009. - № 3. – С. 14-16; 3. Никифоров, О. Н. Чтение как фактор конкуренции. / Олег Николаевич Никифоров // Независимая Газета. - 2009. - № 10. – С. 8 - 11 4. Соловьева Е., Царенко Л. Наследие. И быль, и сказка. – М.: Обруч, 2011. 5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России.// Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – Москва, 2016. 6. Шорыгина Т. А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2018. -96с. 7. Новоселова, Е. Охотниками за смыслом / Елена Новоселова // Российская газета. - 2007. – С Приложение № 1 Беседа с детьми среднего дошкольного возраста: «Для чего нужны книги?» Цель: · Развивать устойчивый интерес к книге у детей среднего дошкольного возраста, к её оформлению, иллюстрациям, поступкам героев Задачи: · создание условий для формирования у детей интереса к книгам; · воспитание бережного отношения к ним; · формирование потребности в чтении; · развитие коммуникативных умений; · привлечение родителей к совместной с детьми продуктивной деятельности. Предварительная работа: - чтение с детьми произведений советских, русских, российских писателей; русских народных сказок; Ход беседы: · Воспитатель: Ребята, книга рядом с нами всю жизнь, ведь она — наш помощник, спутник, советчик, верный друг. Еще книга может делать чудеса. А как вы относитесь к книге? Что она для вас? (Ответы детей: Читая книги, можно много узнать. Книга — это хороший отдых. Книги – многому учат) Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у нас в группе очень много разных книг! Я предлагаю рассмотреть их внимательно: чем же они похожи, а чем отличаются? (На столе разложить разные по цвету, размеру, толщине книги). - Почему говорят: «Книга – твой друг, береги её!»? Для чего нужно читать книги? Да, книги делают нас умнее, из них мы узнаем много нового и интересного, книги помогают нам познать окружающий мир. «Книга поможет узнать обо всем: Про одежду и дом, про собаку и кошку, Про всех понемножку. В веселых стихах о разных часах, О числах и счете тоже прочтете». Показ презентации «Откуда появились книги?» О книгах есть много пословиц. Давайте вспомним, с какими пословицами мы знакомились. • «Хорошая книга - лучший друг». • «Кто много читает, тот много знает». • «Книга поможет в труде, выручит в беде». • «Книга – друг человека» Какие книги вы любите больше всего? Какие книги мы с вами читали? - Из чего состоит книга? ( Книга состоит из листов бумаги, страниц, которые расположены в определённом порядке, на них буквы и картинки). Воспитатель обращает внимание на страницы книг, предлагает их погладить рукой. - Ребята, страницы книги бумажные, а какие свойства имеет бумага мы сейчас проверим. (раздать детям листы бумаги и предложить их порвать, помять и т. д.). - Вот как легко рвётся и мнётся бумага, так же легко могут помяться страницы книги, если обращаться с ними неаккуратно, торопливо, неряшливо. Книга – это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книги. Как вы думаете, какие правила нужно знать, чтобы правильно обращаться с книгой? (дети называют и демонстрируют основные правила) • Бери книгу только чистыми руками. • Не перегибайте книгу. • Не кладите в книгу карандаши и другие предметы, от этого книга рвется. • Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой. • Не читайте книгу во время еды. • Нельзя писать на книгах. - Возьмите в руки книгу, посмотрите, что ещё есть в ней. Конечно, спереди и сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто написал книгу и как она называется. Обложки тоже бывают самые разные. (Рассматривание нескольких обложек). - Ребята, если оставить все книги на столе, то нам будет трудно быстро найти ту, которую захочется почитать. (На полочках в книжном уголке). Давайте расставим все книги на полки. Все сказки поставим на эту полку. Но сначала вспомним, чем сказки отличаются от других произведений? Верно, в сказках есть волшебство, животные умеют разговаривать, есть волшебные предметы и волшебные помощники. (Ставим сборники сказок на одну из полок) - А на эту полку мы поставим рассказы. Чем же они отличаются от других произведений? (В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных превращений. Рассказ можно придумать о чём угодно. - Какие рассказы вы знаете? - Кто автор этих рассказов? - А какие произведения будут стоять на третьей полке? Конечно, это сборники стихов. - Ребята, посмотрите, у нас остались книги-помощники, которые знают ответы на все вопросы. Это справочники, словари, энциклопедии. Мы ещё не раз к ним обратимся. - Сегодня мы рассмотрели книги, выяснили, как много разных книг существует в нашей жизни, расставили их по местам, вспомнили жанры литературных произведений и закрепили правила пользования книгами. Приложение № 2 «Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду» Уважаемые родители! Цель анкетирования – определение роли книги в воспитании ребенка. Просим вас искренне ответить на предложенные вопросы. Выбранный вами ответ отметьте галочкой. 1. Как Вы считаете, актуален ли сегодня вопрос патриотического воспитания детей? Да Нет 2. Какими качествами должны обладать взрослые, которые окружают детей, чтобы быть примером для воспитания у них чувства патриотизма? Активная гражданская позиция Любовь и привязанность к Родине Толерантность Бескорыстие 3. Какие, по Вашему мнению, задачи нужно решать в рамках патриотического воспитания дошкольников? Формировать у детей гражданско-патриотическое отношение и чувство сопричастности: к своей семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа. Воспитывать чувство собственного достоинства как представителей своего народа. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою страну, родной край. 4. Кто, по Вашему мнению, несет ответственность за патриотическое воспитание детей? Родители Общество Педагоги Все в целом 5. Как Вы считаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, памятными датами? да нет 6. Беседуете ли Вы с ребенком на нравственно-патриотические темы, читаете ли художественные произведения, посещаете ли музеи и тематические мероприятия? да нет 7. Знаете ли Вы родословную своей семьи и знакомите ли с ней ребенка? да нет 8. Есть ли в Вашей семье семейные традиции? да нет 9. Хотели бы Вы получать рекомендации педагогов по вопросам патриотического воспитания ребенка в семье? да нет 10. Как Вы считаете, на каком уровне детский сад организует работу по патриотическому воспитанию детей? Оцените ее по 5-балльной шкале: 1 2 3 4 5 11. В какую группу ходит Ваш ребёнок? ясли младшая группа средняя группа средне-старшая группа старшая группа подготовительная группа группа компенсирующей направленности 12. Копия "Как Вы считаете, актуален ли сегодня вопрос патриотического воспитания детей?" Да Нет Спасибо за работу над анкетой! Приложение № 3 Организация полки для книг в группе, детском саду Приложение № 4 КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЛЮБИТЬ КНИГУ? Что нужно для счастья детям? Чтоб солнце на всей планете, Чтоб мячик и плюшевый мишка, И добрая, добрая книжка!!! Культура общения с книгой закладывается в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению. И это естественно, ведь в таких семьях ребенок часто видит родителей за книгой, слышит, как они обмениваются впечатлениями о прочитанном, гордятся поступками героев. радуются покупке интересной книги. Когда ребенок подрастает, он включается в этот процесс. Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, и для этого потребуется совсем немного сил и терпения. Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослых и мудрой книги научился отличать плохое от хорошего, понимать истинные и ложные ценности. И самое главное – помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом родителей. И ни один компьютер не даст ребенку любви и тепла, которые он получает тогда, когда вы вместе читаете книги. С чего начать? Вот несколько советов: *Читать ребёнку вслух с раннего детства; *Определить интересы ребёнка: что ему нравится; *Выбирайте время для чтения каждый день; *Покупать книги вместе с ребёнком и дарить их в качестве подарка; *Оставлять книги на уровне глаз ребёнка, и там, где он может их самостоятельно взять; *Привить любовь к чтению на собственном примере; *Играть в игры, предполагающие чтение; *Не заставлять ребёнка читать против его воли: приобщите его к чтению через игру; Как научить ребенка любить книгу? *Проявляйте интерес к читаемому произведению, сопереживайте героям; *Читайте выразительно, поясняйте ребенку непонятные слова; *Спрашивайте мнение ребёнка о книге; *Приобретайте книги, в которых ребёнок сможет дорисовать, раскрасить; Можно изготовить книжки самостоятельно. В группе мы с детьми смастерили книжки – малышки. Книжки-малышки - это книжки для дошкольников, в них много красочных картинок. Но самое интересное, что созданы они руками детей. Работа над созданием книжки-малышки - это очень увлекательное занятие, которое способствует: - обогащению словарного запаса; - развитию лексики и грамматики; - развитию связной речи; - развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику; - формирует усидчивость, умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Приложение № 5 Выставка любимых книг «Моя любимая книга» Приложение № 6 К 100-летию С.Я.Маршака Театральная постановка С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев» , Встреча с библиотекарем Приложение № 7 Флэшмоб «Живая сказка» Победитель флэш моба «Живая сказка» «Двенадцать месяцев» Приложение № 8 Читаем по картинкам Приложение № 9 Писатели нашей страны Приложение № 10 Выставка рисунков по прослушанным аудиокнигам Приложение 11 Книжки – малышки Приложение 11 Игра викторина «В мире книг» Дети и родители делятся на две команды (из коробки по очереди берут жетоны, с изображением репки или колобка. Соответственно 1 команда «Репка», 2 команда «Колобок») Задание № 1 «Салат из сказок» Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, Колобок, а я пойду на речку, рыбу половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей курочка – ряба. Курочка ряба и говорит: «Репка, я тебя съем!». А репка отвечает: «Не ешь меня, лучше отпусти в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: вырос в поле теремок, а в нем медведь живет. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец! Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Что в сказке не так? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке. Скажите, из каких известных вам сказок они пришли? («Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «По щучьему веленью», «Теремок»). Задание № 2 «Чья мама читает произведение?» Включение фрагментов из аудиокниги, записанной родителями Задание № 3. Исправь ошибку «Путаница» 1. Испил водицы из лужи братец Иванушка, и вмиг превратился в ягнёнка. 2. Прибежала мышка-норушка к домику, и говорит: «Домик домок, кто в домике живёт? Никто не отвечает. 3. Шел мужик по лесу, и обронил перчатку. Прибежала лягушка-квакушка, и стала в нём жить. 4. Посадил дед тыкву. Выросла тыква большая пребольшая. 5. Дедка за репку, внучка за дедку, жучка за внучку, кошка за жучку, мышка за кошку. Тянут потянут - вытащить не могут. 6. Залезла Машенька в ступу, поставила сверху порожки, и спряталась пока медведь не видел. 7. Днём уходит коза в лес за кормом. Уйдёт, а детям наказывает – дверь всем открывать. Кашей с чаем угощать. 8. Снесла курочка - Ряба яйцо не золотое, а простое. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. Задание № 4 «Собери цепочку» Один из родителей зачитывает отрывок из произведения, дети называют автора, подбирают иллюстрации к произведениям Команда «Репка» 1. С.Михалков «Дядя Степа» 2. В.Сутеев «Под грибом» 3. С.Маршак «Багаж» Команда «Колобок» 1. К.Чуковский «Федорино горе» 2. Н.Носов «Заплатка» 3. Е.Благинина «Посидим в тишине…» Задание №5 «Народные сказки» 1. Как ласково называют деда Мороза в некоторых русских сказках? - Морозилка, Морозко, Морозец, Дед Холод 2. Какая волшебная скатерть встречается в русских народных сказках? - Самоварка, самокрутка, самобранка, самостирка 3. Сколько зверей так и не попробовали Колобка, пока его не съела Лиса? - Один, два, три, четыре 4. Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенёк? - Колобок, пирожок, кашу, Машу 5. Какая русская сказка существует? - «Утки-аисты», «Куры-индейки», «Гуси-лебеди», «Орлы-соколы». 6. Кого Морозко сначала чуть не заморозил, а потом наградил? - Снегурочку, Золушку, Падчерицу 7. В каком сосуде Журавль выставил угощение Лисе? - В кувшине, в тарелке, в миске, в блюдце. 8. Какой вопрос НЕ задавали три медведя в русской народной сказке? - Кто спал на моей кровати?- Кто сидел на моём стуле? - Кто ел из моей чашки?- Кто надел мои тапки? 9. Чем печь угощала девочку в русской сказке «Гуси-лебеди»? - Блинами, колобком, пирожками, кашей. Задание № 6. Мастерская «Закладки для книг» Подведение итогов.